В Нюрнберге открылась крупнейшая немецкая выставка-ярмарка органических продуктов Biofach, предлагающая тысячи продуктов. На рынке органической пищи бум. Но все ли подобные продукты лучше, чем обычная еда?17423928_401.jpg

На органических продуктах в Германии стоит специальный знак, уверяющий покупателей, что они произведены на ферме, пользующейся только органическими удобрениями.

«Главное преимущество знаков «органика» или «эко» – в том, что у них есть четкие, прописанные в законе определения, – говорит Андреас Винклер из организации немецких покупателей Foodwatch. – Вы можете быть уверены, что минимальные стандарты относительно органической пищи соблюдены. А наличие тех или иных сертификатов может быть знаком соблюдения еще более высоких стандартов».

Органическая пища в Германии сейчас – неоднозначный эксперимент. С одной стороны, спрос растет. «Германия – второй по величине рынок органической пищи с оборотом более €7 млрд (после российского, см. таблицу, где учитываются только заказы россиян в интернет-магазинах), – говорит Ханс-Кристоф Эйден из немецкой федеральной службы агрокультуры и питания (BLE). – Это по-настоящему важный рынок».

Термин «органические» подразумевает, что эти продукты – более натуральные и полезные для здоровья. Андреас Винклер согласен, что в некоторых случаях это так. Европейский знак «Органика» и экологические нормативы ЕС гарантируют, что пестициды и минеральные удобрения не использовались. Европейские нормативы относительно органической пищи распространяются и на кормовые добавки, гарантируя отсутствие в них генно-модифицированных растений и жестко контролируют производство самих добавок. Из около 320 добавок в производстве органической еды разрешено использовать менее 50, уточнил Винклер.

Несмотря на рост спроса, в Германии остается недостаток органических продуктов. Лишь 7% немецких фермеров перешли на их производство. Число специализирующихся на эко-фермерстве даже падает, потому что фермеры беспокоятся об экономике, говорит Эйден. Земля в лизинг дорога, продукция еще дороже. В то же время желание покупателей платить больше за органическую еду не постоянно.

Кроме того, различных сертификационных знаков, говорящих об органической пищи, по наблюдению Foodwatch, стало слишком много – сотни, если не тысячи. Покупатели уже не уверены, какой из знаков серьезен, а какой – маркетинговый трюк. Организация добивается более ясной маркировки, указывающей, откуда продукция и есть ли там ГМО. Даже термин «надлежащий уход за каждым видом животных» (species-appropriate animal care) не дает достаточно информации покупателям, говорит Эйден. На птицефермах, к примеру, цыплят мужского пола сразу шинкуют или душат газом, не считая их экономически ценными. Коров с органических ферм могут держать в состоянии постоянной беременности, чтобы получать молокопродукты.