Российское сельское хозяйство не первый год испытывает огромный ущерб от стихийных бедствий. Недавно огромные суммы из бюджета пошли на смягчение последствий наводнения в Приамурье, ранее – в Крымске. В обоих случаях чиновники уже сняли с себя часть забот о пострадавших: жителей Крымска сначала почти в одиночку спасали волонтеры, а власти пытались замолчать трагедию или преуменьшить ее последствия. На новые дома для сельчан Приамурья собирали деньги с россиян с помощью Первого канала. Подобное поведение властей в чрезвычайных ситуациях типично, достаточно вспомнить жаркое лето 2010-го. Однако расходы все равно оказывались чрезвычайно большими, и чиновники придумали новый способ, на сей раз переложить их на плечи самих имеющих пострадать от стихии.n5i4255.jpg

В более или менее благополучном 2011 году в резервном фонде предупреждения и ликвидации ЧС было около 8 млрд рублей, и практически всё ушло на компенсации, большая часть – за утраченное жилье. В прошлом году в фонде было 10 млрд, и они закончились уже в августе. Наводнения в Крымске и Приамурье унесли из фонда 45 млрд, из них ок. 10 млрд в виде компенсаций за жилье. После этого премьер призвал запустить в стране страхование личного жилья, чтобы часть расходов легла на страхующихся и страховщиков. В России подобная система исторически не сложилась, собственники редко страхуют жилье, и чиновники придумали схему, которая будет выигрышной для них в любом случае. Застраховавшие свое жилье получат новое или денежную компенсацию, а не страховавшие – жилье на условиях соцнайма, т. е. на время и без возможности приватизации. Пока неясно, будет социальное жилье соответствовать утраченному или социальным нормам, сообщает газета Труд.

В Москве страхование жилья по муниципальной программе стоит 1,21 рубля за кв. м в месяц, коммерческое – в среднем 0,2% его стоимости. В Краснодарском крае, где совсем недавно был снят режим ЧС, страхование квартиры стоит 450-900 рублей, дома – 550-1,1 тыс. рублей. Как вариант, краснодарцы могут обратиться за противопожарной защитой к ПСК-групп, но как защитить дом от угрозы наводнений и прочих стихийных бедствий, пока не ясно.