Среди сыров, представленных на российском рынке много фальсификата, по некоторым категориям продукции эта цифра достигает 70%. Вопрос, кто виновен в таком засилье некачественного товара, является камнем преткновения российских и украинских чиновников вот уже на протяжении двух месяцев. Хотя, вроде бы, в конце туннеля забрезжил свет: глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко после недельных переговоров с украинской стороной дал понять на пресс-конференции, что «второе пришествие» сыров с маркировкой «Made in Ukraine» возможно.

7 февраля ввоз в Россию продукции с ряда украинских предприятий был приостановлен. Под запрет попал сыр семи украинских компаний: ЧП «Прометей», АО «Пирятинский сырзавод», ООО «Гадячсыр», Баштанский и Лозовский сырзаводы, «Бель Шостка Украина» и Хмельницкая маслосырбаза. Как объяснили российские надзорные органы, продукция не соответствуют техрегламенту РФ, и была приготовлена с добавлением растительных жиров, в то время как такой состав соответствует скорее сырному продукту.

В то же время украинская сторона заявляет, что никаких документальных свидетельств, фиксирующих несоответствие заявленному качеству продукции, им предоставлено не было. Чтобы урегулировать ситуацию украинские производители самостоятельно инициировали экспертизу.

«Мы сдали наши сыры для изучения в российские институты. Сегодня мы имеем на руках заключения, свидетельствующие о том, что наша продукция соответствует заявленному качества, - жировая фаза в продукции не фальсифицирована жирами растительного происхождения. Более того, аналогичные исследования проведены в Украине, и они имеют тот же самый результат», - замечает председатель совета директоров холдинга «Молочный Альянс» Сергей Вовченко.

Сама идея фальсификации продукции не имеет смысла, заявляют представители украинского бизнес - сообщества. Дело в том, что положительный экономический эффект наступает лишь в случае, когда доля растительных жиров замещает 75% животного жира. Но по даже сырный продукт, поставляемый в Россию, имеет в своем составе не более 50% растительного жира, рассказал генеральный директор ДП «Милкиленд-Украина» Константин Лапцов.

Стремление украинской стороны как можно быстрее урегулировать ситуацию понятно. Для крупных украинских предприятий российский рынок основной регион сбыта.

«Сегодня объем экспорта сыров в РФ составляет порядка 26 млн долларов. Запрет затронул предприятия, производящие до 60-70% всего импорта украинской продукции, как следствие объемы производства сыров только за февраль упали до 40%», - констатирует председатель национальной ассоциации молочников Украины Василий Бондаренко.

По разным оценкам, сумма недополученной украинскими сыроделами прибыли составляет 15 - 26 млн долларов в месяц. В то же время, чтобы объективно оценить потери, которые несет молочная отрасль более верно рассчитывать ее из разницы в цене между сырами и сухим молоком и маслом. После запрета на импорт сыров часть предприятий переориентировали производство на сухое молоко и масло. Разница от реализации этой продукции составляет порядка 10 - 15 млн долларов в месяц.

Тем не менее, производство сухого молока, временная мера, заявляют участники отрасли, складские мощности не бесконечны. Кроме того, перепрофилировать предприятия имеют возможность не все участники рынка. Что касается переориентация на импорт в такие страны как Китай, Сингапур, то это также маловероятно. Дело в том, что структура питания в азиатском регионе значительно отличается от России. Им нужна другая продукция. Вход на любой другой рынок кроме России находится под большим вопросом.

Несмотря на продолжающийся уже два месяца запрет на импорт продукции украинская сторона говорит, что ни о какой сырной войне речи не идет. Дело в том, что после вступления Украины в ВТО молочная отрасль испытывает постоянное падение. Для оставшихся работающих украинских предприятий Россия основной покупатель и развязывать войну с основным источником дохода никто не хочет.

Как сообщил Роспотребнадзор, в случае достижения успехов в ходе работы совместной российско-украинской рабочей группы и гармонизации технических регламентов двух стран компании соседской республики вновь получат «Добро» на ввоз в Россию.

Николай Немчинов «Крестьянские ведомости»

Источник:  Агентство АгроФакт